/ Минфин РФ поддержал опасную для бизнеса позицию ФНС

Минфин РФ поддержал опасную для бизнеса позицию ФНС

01.01.2020

Статьи:

Законная и незаконная налоговая оптимизация: в чем разница?

Любая организация стремится оптимизировать свои расходы, в том числе по уплате налогов. Однако использование некоторых способов оптимизации может привести к крупным доначислениям и штрафам со стороны ФНС.


Амнистия по дроблению бизнеса: когда введут и кого она коснется

Компании, пользующиеся «серыми» схемами налоговой оптимизации, вскоре смогут перейти на ОСНО без последствий для себя.


Штраф за налоговое правонарушение: можно ли его уменьшить?

В случае совершения налогового правонарушения организацию ждут штрафы, размеры которых иногда достигают нескольких миллионов рублей. Однако в некоторых случаях можно сэкономить на его уплате.


В письме Министерства финансов говорится, что при расчете доначислений бизнесу за уклонение от уплаты налогов не нужно задействовать метод налоговой реконструкции, когда в расчет берут реальную величину обязательств юридического лица и учитывают действительную сумму расходов, а также прав на различные налоговые льготы и пр. Эксперты не сомневаются – подобная позиция со стороны Минфина способна привести к увеличению сумм доначислений, что негативно скажется на бизнесе.

Отказ от механизма налоговой реконструкции

Упомянутое выше письмо Министерства финансов было отправлено на имя М. Мишустина, главы Российской ФНС. В пресс-центре министерства было указано, что написание письма служило единственной цели – разъяснить положения Налогового кодекса, прописанные в ст. 54.1, которую приняли в 2017 г., чтобы:

  • бороться с размытием налоговой базы через создание подставных посредников и офшорных структур;

  • защищать добросовестных налогоплательщиков;

  • устранить недобросовестную конкуренцию.

Но на практике использование норм ст. 54.1 вызвало повышение нагрузки на российский бизнес, что неоднократно отмечалось в докладах Бориса Титова, уполномоченного президентом бизнес-омбудсмена. Инспекторами ФНС доначисляются суммы налогов для юридических лиц, которые были уличены в использовании схем уклонения от налоговых платежей, игнорируя суммы реальных расходов, а также имеющихся прав на различные налоговые льготы. В связи с этим штрафы и доначисления сильно завышены в сравнении с размером платежей, которые юридическим лицам пришлось бы провести без применения сомнительных схем по оптимизации налоговой нагрузки.

Яркий тому пример – Кемеровский комбинат, сэкономивший на налогах и оформивший сделку по закупке молока при помощи созданных им посредников. В результате налоговики доначислили ему 4.2 млн рублей по налогу на добавочную стоимость, а также 12 млн рублей по налогу на полученную прибыль плюс штрафы и пеня, не взяв в расчет понесенные предприятием суммы расходов на закупку сырья. В итоге суд встал на защиту бизнеса, отменив своим решением сделанные доначисления на доход.

Чтобы исключить вероятность чрезмерных карательных мероприятий, в работающем при правительстве России Центре аналитики чиновники разработали законодательную инициативу, которая обязывала бы налоговую службу проводить указанную реконструкцию. Это позволяло устранить чрезмерное налогообложение. Подобный метод расчетов в 2006 г. уже озвучивался Высшим арбитражным судом.

Но исходя из содержания письма Минфина видно – в ведомстве не принимают схемы реконструкции. Министерство четко разъясняет, что налогоплательщики, действия которых подпадают под определение злоупотреблений, описанных в ст. 54.1, не могут воспользоваться механизмом реконструкции для справедливого определения доначислений.

Таким образом, Минфин согласился с ранее озвученной позицией ФНС касательно положений налогового кодекса в ст. 54.1.

Разделы сайта

Юридические услуги

Поиск по сайту