В России продолжается активное обсуждение вопроса о необходимости введения уголовной ответственности для юридических лиц.
Банкротство контрагента может стать неприятной неожиданностью. Однако практически всегда его можно спрогнозировать.
Налоговые агенты обязаны добросовестно исполнять возложенные на них обязанности. Если этого не происходит, нарушитель привлекается к установленной законом ответственности.
В письме Министерства финансов говорится, что при расчете доначислений бизнесу за уклонение от уплаты налогов не нужно задействовать метод налоговой реконструкции, когда в расчет берут реальную величину обязательств юридического лица и учитывают действительную сумму расходов, а также прав на различные налоговые льготы и пр. Эксперты не сомневаются – подобная позиция со стороны Минфина способна привести к увеличению сумм доначислений, что негативно скажется на бизнесе.
Упомянутое выше письмо Министерства финансов было отправлено на имя М. Мишустина, главы Российской ФНС. В пресс-центре министерства было указано, что написание письма служило единственной цели – разъяснить положения Налогового кодекса, прописанные в ст. 54.1, которую приняли в 2017 г., чтобы:
бороться с размытием налоговой базы через создание подставных посредников и офшорных структур;
защищать добросовестных налогоплательщиков;
устранить недобросовестную конкуренцию.
Но на практике использование норм ст. 54.1 вызвало повышение нагрузки на российский бизнес, что неоднократно отмечалось в докладах Бориса Титова, уполномоченного президентом бизнес-омбудсмена. Инспекторами ФНС доначисляются суммы налогов для юридических лиц, которые были уличены в использовании схем уклонения от налоговых платежей, игнорируя суммы реальных расходов, а также имеющихся прав на различные налоговые льготы. В связи с этим штрафы и доначисления сильно завышены в сравнении с размером платежей, которые юридическим лицам пришлось бы провести без применения сомнительных схем по оптимизации налоговой нагрузки.
Яркий тому пример – Кемеровский комбинат, сэкономивший на налогах и оформивший сделку по закупке молока при помощи созданных им посредников. В результате налоговики доначислили ему 4.2 млн рублей по налогу на добавочную стоимость, а также 12 млн рублей по налогу на полученную прибыль плюс штрафы и пеня, не взяв в расчет понесенные предприятием суммы расходов на закупку сырья. В итоге суд встал на защиту бизнеса, отменив своим решением сделанные доначисления на доход.
Чтобы исключить вероятность чрезмерных карательных мероприятий, в работающем при правительстве России Центре аналитики чиновники разработали законодательную инициативу, которая обязывала бы налоговую службу проводить указанную реконструкцию. Это позволяло устранить чрезмерное налогообложение. Подобный метод расчетов в 2006 г. уже озвучивался Высшим арбитражным судом.
Но исходя из содержания письма Минфина видно – в ведомстве не принимают схемы реконструкции. Министерство четко разъясняет, что налогоплательщики, действия которых подпадают под определение злоупотреблений, описанных в ст. 54.1, не могут воспользоваться механизмом реконструкции для справедливого определения доначислений.
Таким образом, Минфин согласился с ранее озвученной позицией ФНС касательно положений налогового кодекса в ст. 54.1.