/ Новая доктрина контрольно-надзорной деятельности повысит частоту проверок бизнеса

Новая доктрина контрольно-надзорной деятельности повысит частоту проверок бизнеса

26.07.2019

Статьи:

Законная и незаконная налоговая оптимизация: в чем разница?

Любая организация стремится оптимизировать свои расходы, в том числе по уплате налогов. Однако использование некоторых способов оптимизации может привести к крупным доначислениям и штрафам со стороны ФНС.


Амнистия по дроблению бизнеса: когда введут и кого она коснется

Компании, пользующиеся «серыми» схемами налоговой оптимизации, вскоре смогут перейти на ОСНО без последствий для себя.


Штраф за налоговое правонарушение: можно ли его уменьшить?

В случае совершения налогового правонарушения организацию ждут штрафы, размеры которых иногда достигают нескольких миллионов рублей. Однако в некоторых случаях можно сэкономить на его уплате.


Правительство РФ готовит реформу контрольно-надзорной деятельности, в рамках которой власти представили для ознакомления очередной доработанный вариант закона о госнадзоре и муниципальном контроле. После его изучения ведущие юристы России пришли к выводу, что принятие законопроекта в таком виде, как он есть сейчас, вовсе не способствует снижению давления на предпринимателей, а спровоцирует рост количества проверок бизнеса.

Опасное расширение полномочий контролирующих структур

Первым тревожным знаком выступает проходящая через весь законопроект мысль о том, чтобы определять несоответствие разноплановых параметров услуг и товаров установленным нормам, т. е. речь идет о выявлении нарушений обязательных требований действующих нормативно-правовых актов. На деле это вызовет вторжение сотен региональных и десятков федеральных органов в сферу, которая раньше находилась всецело в компетенции прокуратуры.

Опасность состоит в том, что под определения нарушений обязательных норм, если следовать букве законопроекта, проверяющие органы могут отнести что угодно. Такие права органам надзора и контроля дает весьма туманная формулировка о «вероятности наступления таких событий, последствием которых может выступить причинение вреда». Исходя из такого определения, каждое действие и событие со стороны предпринимателей можно расценивать, как потенциально опасное.

В существующей редакции законопроект о контрольно-надзорной деятельности делает законными уже существующие и новые разновидности мероприятий по контролю за деятельностью предпринимателей. Причем большинство подобных мер контроля даже не требуют согласования с органами прокуратуры.

В связи с вышеперечисленными факторами, новый законопроект обладает огромным коррупционным потенциалом, т. к. для утверждения решения о проведении внеплановой проверки достаточно подозрений в наличии нарушений без предварительного установления реальных факторов, способствующих нанесению вреда.

Несоответствие между официальной позицией властей и реалиями

В июне 2019 года Владимир Путин во время одного из интервью отметил, что правительство стремится сделать контролирующие государственные структуры помощниками, а не врагами предпринимателей, которые постоянно усложняют ведение бизнеса своими проверками. Более того, свои замечания Президент направил в Минэкономразвития авторам законопроекта. Однако принятие законопроекта о контрольно-надзорной деятельности в том виде, в каком он есть сейчас, идет в прямой разрез с официальной позицией властей, ужесточая контроль, который и без того довольно жесткий.

Эксперты из ОНФ провели широкомасштабный опрос среди представителей бизнеса в России, который показал, что предприниматели называют ключевой проблемой излишние требования контролирующих структур. Бизнесмены жалуются на то, что представители разнообразных ведомств наведываются с проверками по одним и тем же вопросам, т. е. между отдельными проверяющими отсутствует механизм синхронизации данных. Кроме того, проверяющие зачастую затребуют документы, не имеющие прямого отношения к сути проверки, а также наказывают штрафными санкциями без предварительных предупреждений.

Предприниматели, развивающие бизнес в торговой сфере, отмечают – представители Роспотребнадзора могут изымать продукцию без каких-либо ограничений. Один из опрошенных экспертами ОНФ отмечает, что сотрудники Роспотребнадзора регулярно проводят проверку ИП, изымая, якобы для анализа, по одному образцу колбасы, коробок конфет и бутылок коньяка. В новой версии законопроекта нет норм, пресекающих подобный произвол, поэтому представители контролирующих структур по-прежнему смогут изымать образцы продукции и не возвращать их. Любопытно, что закон даже не ограничивает объемы изымаемых продовольственных товаров.

В прошлом Кабмин уже отзывал принятый законопроект о надзоре и контроле в ответ на многочисленные возмущения делового сообщества. Повторится ли эта ситуация снова или же власти всерьез вознамерились «прижать» бизнес вопреки своим публичным высказываниям? Кто знает…

Разделы сайта

Юридические услуги

Поиск по сайту