/ Время платить: Верховный суд предлагает фактически отменить срок давности за неуплату налогов

Время платить: Верховный суд предлагает фактически отменить срок давности за неуплату налогов

06.06.2019

Статьи:

Законная и незаконная налоговая оптимизация: в чем разница?

Любая организация стремится оптимизировать свои расходы, в том числе по уплате налогов. Однако использование некоторых способов оптимизации может привести к крупным доначислениям и штрафам со стороны ФНС.


Амнистия по дроблению бизнеса: когда введут и кого она коснется

Компании, пользующиеся «серыми» схемами налоговой оптимизации, вскоре смогут перейти на ОСНО без последствий для себя.


Штраф за налоговое правонарушение: можно ли его уменьшить?

В случае совершения налогового правонарушения организацию ждут штрафы, размеры которых иногда достигают нескольких миллионов рублей. Однако в некоторых случаях можно сэкономить на его уплате.


Новое решение Верховного суда РФ принесет пользу бюджету, но не налогоплательщикам.

В четверг на пленуме Верховного суда обсуждалось постановление, которое фактически отменяет срок давности по налоговым преступлениям. Согласно документу, уклонение от уплаты налогов теперь будет считаться продолжающимся до тех пор, пока должник не погасит недоимку в полном объеме (сейчас срок давности считается с момента совершения таких преступлений).

В новом постановлении Верховный суд дополнил определение налоговых преступлений: это умышленные деяния, направленные на неуплату налогов, повлекшие полное либо частичное непоступление их в бюджет, и срок уголовного преследования по таким преступлениям  исчисляется с того момента, когда фактически прекращено само деяние. То есть – с того момента, когда недоимка полностью погашена добровольна либо взыскана с должника.

Для бизнеса это значит не только фактическую отмену срока давности по налоговым преступлениям – но и придание новому порядку преследования обратной силы, хотя в российском праве действует правило: закон обратной силы не имеет.

Иными словами – если ранее налогоплательщик не мог быть привлечен к уголовной ответственности за налог, который он не заплатил 10 или 15 лет назад, потому что действовал срок давности, установленный ст. 198 и ч.1 ст. 199 – 2 года. А теперь его преступление продолжается, поэтому срок давности восстанавливается и не наступает до тех пор, пока налог, штраф, пеня и все другие платежи не будут уплачены в бюджет. Срок давности новое постановление пленума предлагает исчислять с момента погашения всех долгов перед бюджетом.

Несмотря на то, что это только первое рассмотрение, и в ходе работы редакционной комиссии проект может быть изменен, представители бизнеса и эксперты уверены: ничего хорошего новое предложение ВС ни бизнесу, ни частным налогоплательщикам не несет.

Соничев А.С., адвокат-партнер: «Длящееся преступление – это похищение, например, или неуплата алиментов. Ситуация, когда конкретное деяние совершается длительное время – в течение нескольких лет не уплачиваются алименты, в течение нескольких месяцев содержится в неволе человек, и т.д. К налоговым преступлениям такой подход неприменим. И попытка применить его – это способ обойти закон, в конечном итоге – собрать как можно больше денег в бюджет».

Казусь А.М., адвокат-партнер: «Состав преступления предлагается изменить полностью. Сейчас составом преступления считается недостоверное декларирование или недекларирование доходов и неуплата налогов – это действие совершается один раз. Совершил – нарушил закон. Если предложение Верховного суда будет принято, то составом преступления будет считаться уже наличие недоимки. И возникает абсурдная ситуация – обратная сила закона. То есть – даже если вы по истечению срока давности уже не считались должником, вы снова им становитесь. А это влечет и дополнительные штрафы, и пени – не только сам неуплаченный налог. Платить придется очень много».

Непонятным остается тогда и трактовка примечания к ст. 199, которая трактует добровольное погашение недоимки как деятельное раскаяние и считает её достаточным основанием для погашения дела, и положения Налогового кодекса, которые прямо говорят о списании безнадежной недоимки.

Ранее юрист мог при отстаивании позиции клиента-должника в суде воспользоваться тем, что статья закона называет преступлением умышленное деяние. Иначе говоря, уголовного преследования можно было избежать, доказав отсутствие умысла. Теперь это становится невозможным. У юристов станет больше работы, а у компаний и частных лиц – больше рисков оказаться под уголовным преследованием за неуплаченные налоги.

При этом бизнес рассчитывал на то, что в постановлении пленума будут учтены такие предложения, как более четкое разграничение уклонения от уплаты налогов как умышленного деяния и собственно самого факта неуплаты (то есть – наличие умысла при совершении деяния от самого деяния, которое могло быть совершено неумышленно). Была надежда, что пленум выделит и ситуации, являющиеся не правонарушением, а злоупотреблением правом. Фактически, теперь и умышленная, и неумышленная неуплата налога считается преступлением.

Что делать бизнесу в такой ситуации? Очевидно – относиться с еще большим вниманием к своим налоговым операциям, проводить аудит и при любых сомнениях консультироваться с компетентным юристом.

Разделы сайта

Юридические услуги

Поиск по сайту