Не слишком ответственное отношение к судебному процессу и своим процессуальным обязанностям может обернуться для участника спора существенным штрафом.
В России продолжается активное обсуждение вопроса о необходимости введения уголовной ответственности для юридических лиц.
Банкротство контрагента может стать неприятной неожиданностью. Однако практически всегда его можно спрогнозировать.
«Краснодаравтодорсервис» (генподрядчик) и «СП Групп» (субподрядчик) заключили договор подряда. Субподрядчик исполнил свои обязанности в полном объеме, однако генподрядчик не рассчитался со своим контрагентом вовремя, в результате чего компания «СП Групп» была вынуждена обратиться в арбитражный суд. Орган правосудия принял по делу положительное решение, взыскав с «Краснодаравтодорсервис» почти 26 миллионов рублей. Долг был выплачен.
Однако спустя некоторое время в отношении генподрядчика был инициирован банкротный процесс, и сделка по перечислению денег была отменена. Суд обязан «СП Групп» вернуть в конкурсную массу не только 26 миллионов рублей, но и проценты за пользование чужими денежными средствами в размере 2,1 миллиона рублей.
Верховный Суд РФ, до которого дошел спор, не согласился со взысканием с компании процентов за пользование чужими средствами. Он отметил, что кредитор не обязан отслеживать банкротство контрагента, отношения с которым уже прекращены. Иное бы означало дополнительное обременение кредитора и повышение его издержек, что недопустимо. Проценты можно начислять лишь с момента вступления в силу акта суда о признании сделки недействительной, а не с даты опубликования сведений о введении наблюдения в отношении фирмы.