В конце октября в УПК РФ появились новые статьи, регулирующие статус субъекта, в отношении которого уголовное дело было выделено в отдельное производство по причине подписания с ним досудебного соглашения о сотрудничестве. Согласно этим поправкам, такой обвиняемый наделяется почти теми же правами, что и свидетель: по указанной причине новая процессуальная фигура получила неофициальное название – «особый свидетель».
Нововведения получили неоднозначную оценку от специалистов. Так, отмечается, что обвиняемый, заключивший договор со следствием, заинтересован в конкретном исходе дела, в отличие от свидетеля, следовательно, их процессуальное положение не может быть идентичным. Кроме того, положение обвиняемых по основному делу значительно ухудшилось, поскольку показания «особых свидетелей» будут приниматься во внимание наравне с показанием обычных свидетелей.
При этом, если исходить из текста новой статьи, указанные лица не предупреждаются об ответственности за дачу ложных показаний, что также ухудшает положение их процессуальных оппонентов. Отметим, что на необходимость прояснения статуса обвиняемого, согласившегося на сделку со следствием, указал еще КС РФ в своем Постановлении от 20 июля 2016 года № 17-П.