В сентябре 2022 года вступает в силу ряд законов, имеющих довольно большое значение для бизнеса. Приведем краткий обзор этих нововведений.
135-ФЗ от 1 мая 2022 года запрещает продавцам, исполнителям и маркетплейсам отказывать в заключении, корректировке, исполнении и расторжении договора из-за нежелания потребителя предоставлять свои персональные данные. К административной ответственности компания не будет привлекаться в том случае, если предоставление персональных данных предусмотрено законодательством или связано с исполнением договора с потребителем.
Например, если продажа через Интернет предполагает доставку, покупателю необходимо указать свой адрес и номер телефона – в противном случае продавец не сможет исполнить договор и доставить товар. Поэтому сбор таких данных не будет являться нарушением. Кроме того, персональные данные могут потребоваться и в случае покупки дорогого товара, например, ювелирных украшений.
145-ФЗ от 28 мая 2022 года вносит корреспондирующие поправки в ст.14.8 КоАП РФ. Размер этого штрафа составит:
Все тот же 135-ФЗ закрепляет список условий договора, ущемляющих положение покупателя/потребителя, и поэтому являющихся недопустимыми. Так, нельзя вносить в договор следующие пункты:
Примечательно, что закон вступает в силу 1 сентября 2022 года, но его действие распространяется на отношения, возникшие ранее.
266-ФЗ от 14 июля 2022 года предусматривает следующие нововведения:
Фактически все без исключения компании должны направлять уведомления в адрес Роскомнадзора об обработке ими персональных данных.
247-ФЗ от 2 июля 2021 года закрепляет правила размещения рекламы в сети «Интернет». Устанавливается, что Роскомнадзор будет заниматься учетом, хранением и обработкой информации о рекламе, распространяемой в Интернете. Рекламодатели, рекламораспространители, операторы рекламных систем обязаны предоставить Роскомнадзору сведения о размещенной во всемирной сети рекламе. Это требование не относится к рекламе социального характера. За непредставление сведений/предоставление недостоверных сведений указанные лица будут привлекаться к ответственности, однако пока не определено, к какой именно.
Полученная Роскомнадзором информация может быть передана в антимонопольные, налоговые и другие органы, перечень которых определит Правительство РФ.
Кроме того, рекламный контент должен иметь пометку «реклама» и содержать сведения о рекламодателе даже в том случае, если какой-либо товар или услугу продвигает, например, блогер. Таким образом, скрытая реклама будет запрещена.
148-ФЗ от 28 мая 2022 года закрепляет обязанность туроператоров ежемесячно заносить сведения, указанные в договорах с туристами, в единую информационную систему «Электронная путевка». Турагент должен направить туроператору подробную информацию о таком договоре. Исключения составляют короткие туры, продолжительность которых не превышает 24 часов.
Игнорирование обязанности может обернуться для турагента и туроператора исключением из соответствующих реестров – такая мера начнет применяться с 1 марта 2023 года в сфере иностранного туризма и с 1 сентября 2023 года в сфере внутреннего туризма.
Как видим, важных нововведений довольно много, и каждое из них следует учитывать. Поэтому если Вы хотите скорректировать деятельность своего предприятия в соответствии с новыми реалиями – воспользуйтесь услугами по юридическому сопровождению бизнеса. Мы поможем Вам остаться в рамках правового поля и избежать серьезных санкций со стороны контролирующих органов.