/ Ошибки налоговых органов при проведении выездных проверок

Ошибки налоговых органов при проведении выездных проверок

27.02.2023

Как известно, выездная налоговая проверка никогда не бывает случайной: перед ее проведением ФНС проводит тщательный предпроверочный анализ деятельности налогоплательщика. Поэтому неудивительно, что в подавляющем большинстве случаев проверка оканчивается значительным доначислением налогов, пеней и штрафов. Наиболее эффективной является защита интересов налогоплательщиков еще на стадии проведения проверки и досудебного обжалования ее результатов.

Но это не значит что, если налогоплательщик получил решение со значительными доначислениями, бесполезно что-то делать. Защищать бизнес можно и нужно, тем более, что налоговые органы нередко сами допускают серьезные ошибки во время и после проведения выездных проверок.

Прежде всего отметим: в НК РФ отсутствует четкий перечень безусловных оснований для отмены решения о доначислении налогов. В п.14 ст.101 НК РФ названы только два нарушения существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки:

  • необеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки,
  • непредставление налогоплательщику возможности предоставить свои объяснения.

Именно первое нарушение встречается чаще всего. Например, есть шансы на отмену решения, если его адресовали не гендиректору юридического лица, а рядовому сотруднику, не являющемуся законным/уполномоченным представителем организации в налоговых отношениях. Также возможна отмена решения и тогда, когда налоговые органы направляют уведомление не на юридический, а на фактический адрес организации. В таком случае компания фактически лишается возможности представить свои возражения и объяснения.

При этом следует принимать во внимание положения п.41 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 года № 57, согласно которым НК РФ не содержит какого-то определенного способа уведомления налогоплательщика. Следовательно, налоговики могут отправить компании заказное письмо с уведомлением, а могут уведомить ее по ТКС – это не будет считаться нарушением. Такой же позиции придерживаются и российские суды.

Назовем также иные нарушения, которые могут «сыграть на руку» налогоплательщикам:

  • недостаточная доказательная база,
  • неверная оценка обстоятельств, послуживших основанием для доначисления,
  • неверность расчетов.

А вот технические ошибки, описки, затягивание сроков, нарушения при получении доказательств на практике не являются основаниями для отмены решения налогового органа, при условии, что указанные действия/бездействия не повлекли нарушения законных прав налогоплательщика.

Отдельное внимание следует уделить законности принудительного взыскания недоимки. Решения о взыскании недоимки оспорить по процессуальным основаниям удается значительно чаще.

Так, ИФНС № 15 и № 18 по г.Москве не смогли взыскать с обувного ритейлера «Ральф Рингер» 1,5 млрд рублей налогов, страховых взносов, штрафов и пеней, начисленных по итогам выездной проверки. Налогоплательщик указал, что проверка завершилась в 2017 году, а ее результаты должны были быть подведены в 2019 году, однако налоговый орган выставил требование лишь спустя 2 года – в 2021 году. Следовательно, требование и решение о взыскании недоимки являются незаконными. Апелляция оставила решение Арбитражного суда г.Москвы без изменения (Дело № А40-209652/2022)

Поэтому если налоговая доначислила организации недоимку по налогам, пени и штрафы, стоит подключить к делу компанию «СКП». При наличии соответствующих оснований, опытные налоговые адвокаты оспорят решение о доначислении налогов или помогут существенно снизить взыскиваемую с юридического лица сумму.

Разделы сайта

Юридические услуги

Поиск по сайту