В начале ноября ФНС заявила, что с 2023 года налоговый мониторинг будет проводиться в отношении 448 компаний, что на 32 % больше по сравнению с 2022 годом. Причем к этой форме налогового контроля присоединятся не только крупные холдинги, но и представители среднего бизнеса.
Налоговому мониторингу посвящена ст.105.26 НК РФ. Путем ее анализа можно выяснить, что налоговый мониторинг представляет собой взаимодействие налогоплательщика с налоговым органом посредством предоставления последнему доступа к данным налогового и бухгалтерского учета. Обмен данными между налоговым органом и организацией может производиться разными способами, но наиболее распространенный – за счет открытия доступа к информационным системам компании (например, 1C).
ФНС не только следит за деятельностью компании, но и высказывает свое мотивированное мнение насчет правильности исчисления и своевременности уплаты различных налогов, сборов, взносов. В ответ на мотивированное мнение налогоплательщик либо готовит свои пояснения, либо исправляет ошибки. Компания вправе запросить мотивированное мнение у налогового органа, если у нее возникли какие-либо вопросы. В результате конфликтные ситуации разрешаются на начальном этапе без участия адвоката по налоговым спорам – это и есть главное преимущество мониторинга.
Решение о переходе на налоговый мониторинг принимает только сама организация. Для этого заявления и все прочие документы, перечисленные в Приказе ФНС РФ от 11 мая 2021 года № ЕД-7-23/476@, подаются в налоговую инспекцию до 1 сентября. Если никаких препятствий нет, налоговый мониторинг будет применяться с 1 января следующего года.
Во-первых, отметим, что налоговый мониторинг доступен далеко не всем налогоплательщикам. Компания должна удовлетворять следующим требованиям:
По сравнению с предыдущими годами законодатель смягчил требования к налогоплательщикам. Так, например, ранее требовалось, чтобы оборот и активы превышали 3 млрд рублей, а сумма уплаченных налогов – 300 млн рублей. Благодаря такому послаблению доступ к налоговому мониторингу получили представители среднего бизнеса.
Во-вторых, переход на налоговый мониторинг – процесс трудоемкий. Налогоплательщику необходимо оценить работу системы внутреннего контроля, разработать «дорожную карту», собрать внушительный пакет документов и т.д. Многие компании даже вынуждены создавать новые рабочие места для специалистов в сфере налогового мониторинга.
В-третьих, налогоплательщику необходимо быть в «тонусе». Так, если компания нарушает регламент информационного взаимодействия, отказывается предоставлять требуемые документы или подает искаженные сведения, не отвечает на запросы налогового органа, мониторинг прекращается досрочно. В таком случае налогоплательщику грозят скорые выездные проверки.
В-четвертых, есть риск, что налоговый орган будет «подталкивать» налогоплательщика к отказу от правомерной налоговой оптимизации. Компания, ориентируясь на мнение ФНС, может совершать действия в ущерб себе.
В-четвертых, при налоговом мониторинге есть вероятность утечки данных из-за расширенного доступа к информационным системам бизнеса.
Таким образом, налоговый мониторинг не влияет на объем налоговых обязательств компании, однако может стать хорошим инструментом, который снизит риски нарушения юридическим лицом налогового законодательства. Но стоит помнить и о другой «стороне медали», о возможных последствиях невыполнения организацией своих обязанностей.