/ Как налоговая служба готовится к выездным проверкам бизнеса?

Как налоговая служба готовится к выездным проверкам бизнеса?

09.09.2019

В 2019 г. крайне редко встречается применение судебной практики в отношении необоснованных законом налоговых выгод, которые получены от задействования фиктивных контрагентов и выявлены в процессе проведения ВНП – выездных налоговых проверок. В случаях, когда дело доходит до суда, то обычно оно затрагивает доначисление налоговых платежей или отказ от возмещения налога на добавленную стоимость (НДС). Объясняется это вступлением в силу Федерального закона №163-ФЗ от 18 июля 2017 года и добавлением в Налоговый кодекс ст. 54.1.

С появлением этих нововведений изменился подход к организации ВНП, а также поменялись методы сбора доказательств при предварительном анализе и непосредственно в ходе проведения самой проверки. Что же поменялось в действиях налоговиков?

Изменения в алгоритме отбора субъектов бизнеса для выездных проверок

Отбор и анализ субъектов предпринимательской деятельности (СПД) для проверок проводят и сотрудники налоговой инспекции, и представители территориальных управлений. Федеральная налоговая служба (ФНС) получает полный доступ к базам данных СПД и инспекций. Вследствие этого проведение анализа работы индивидуальных предпринимателей (ИП) и компаний для проведения ВНП инспекциями целиком находится под контролем вышестоящих налоговых органов. Около 60% налогоплательщиков, попадающих в список для проведения ВНР, обязаны этим инициативой от ФНС России или от территориальных УФНС.

Защиту разработанного плана ВНП в территориальных УФНС проводят в несколько шагов. На каждом из них дорабатывают предложения, указывают направления, проводят дополнительные мероприятия по предварительному анализу:

  • анализ предпринимателей и работников компаний, прибыли и имущества руководства;
  • проверка 90% контрагентов СПД, контрагентов 1-го звена и последующих;
  • детальный анализ СПД аналогичной группы;
  • определение взаимозависимых лиц;
  • анализ финансовой отчетности;
  • анализ выписок из банка;
  • осмотры и опросы;
  • встречный анализ.

Внимательному анализу подвергают платежеспособность СПД, проверяются все имеющиеся активы, движимое и недвижимое имущество, поскольку важнейшей задачей выступает взыскание:

  • налоговых платежей;
  • штрафных санкций и пени.

Таким образом, если СПД добавили в список для ВНП, значит, налоговики уже установили наличие нарушений, для большей части из которых определили сумму необходимых доначислений и собрали доказательства.

ВНП проводят вместе с представителями правоохранительных органов

Если установлено, что СПД получает необоснованные законом налоговые выгоды с применением компаний «однодневок», то ВНП проводят вместе с представителями следственных комитетов, прокуратуры и пр. Представители перечисленных ведомств добывают сведения о нарушениях со стороны налогоплательщиков своими техниками и с использованием собственных источников.

Обусловлено это тем, что у таких ведомств больше полномочий, чем у налоговиков. Они могут при наличии оснований организовать прослушку телефонов лиц, принимающих участие в незаконном укрывательстве от налогов, установить видеосъемку, запросить частную переписку из соцсетей, конфисковать предметы, являющиеся доказательством правовых нарушений.

Исходя из результатов судебной практики, суды зачастую встают на сторону государственных служб, если проводились совместные ВНП с привлечением правоохранительных структур для проведения мероприятий по налоговому надзору – экспертизы, допросы, осмотры и пр.

Изменения в порядке осуществления ВНП

Первое заметное изменение – увеличение числа проверяющих при ВНП. При этом возрос уровень компетентности сотрудников налоговой службы, т. к. в ФНС неустанно разрабатываются новые виды инструктажа, что способствует улучшению результатов проводимых ВНП.

После принятия ст. 54.1 Налогового кодекса изменилась оценка контрагентов. Если ранее отсутствие материальной базы или работников, использование одного и того же адреса для массовой регистрации СПД, отсутствие должной осмотрительности делали контрагентов неблагонадежными в глазах налоговиков, то теперь эти формальные признаки расцениваются исключительно в роли сопутствующих.

Если же зафиксировано использование схем укрывательства от налогов, использование фиктивного документооборота для завышения показателей расходов, незаконного вывода денег, то в таком случае происходит детальный анализ всех элементов цепочки вплоть до проверяемого СПД. Контролирующие органы тщательно проверяют каждое звено и участника выявленной схемы.

Налоговая инспекция инициирует проведение большого количества мероприятий для сбора доказательств с применением двух видов доступных источников:

  • внутренних (базы данных федеральных служб);
  • внешних (жалобы, интернет, видео с камер, печатные издания, показание работников, свидетелей и пр.).

Проведение мероприятий по налоговому надзору происходит под строгим контролем ФНС и территориальных УФНС, представители которых дают необходимые указания для осуществления дальнейших действий.

Законность собранной доказательной базы, сроков документации, точности заполнения материалов при ВНП проверяется отделами по досудебному урегулированию. Если у представителей УФНС возникнут сомнения в том, что при ВНП были допущены нарушения или собранной доказательной базы не хватает, то решения и акт по ВНП не пропускают, чтобы исключить вероятность, при которой проверяемый СПД обратится в суд и добьется проигрыша инспекции. В соответствии с этим проверки проводят максимально тщательно, а доказательная база собирается до тех пор, пока у налоговиков не останется сомнений в том, что проверяемое лицо не сможет представить суду аргументы для обжалования их решений.

Проведение совместных проверок часто преподносит ряд не очень приятных сюрпризов для СПД. Связано это с тем, что у налоговой инспекции нет прав на представление суду дополнительных данных, которые не отображены в акте проводимых ВНП, а вот у правоохранительных органов такие полномочия имеются.

Важно понимать: в интересы налоговиков не входит доведение конфликта до судебного разбирательства. Руководители УФНС и инспекций с готовностью идут навстречу налогоплательщикам, чтобы избежать судов, способных затянуться на годы. Если СПД признает вину и готов выплатить начисленные ему суммы налогов, то штрафы могут быть снижены к нулю, накладывать арест на имущество и проводить блокировку счетов не станут, а для погашения задолженности предоставят удобный график.

Разделы сайта

Юридические услуги

Поиск по сайту