В конце декабря 2024 года были приняты масштабные поправки в ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», меняющие некоторые правила проведения проверок бизнеса. Изменения уже вступили в силу, поэтому компаниям следует учесть их при планировании своей деятельности. Рассмотрим наиболее значимые нововведения.
В ст. 57 появились новые поводы для инспектирования бизнеса:
Также проверка в связи с наличием индикаторов риска выделена в отдельный пункт.
Контрольно-надзорное мероприятие будет проведено при наличии достоверных данных о причинении вреда или угрозе его причинения:
Проверки грозят и в случае нарушения лицензионных требований, при массовом обращении работников в связи с невыплатой им зарплаты, при существовании угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера, а также в некоторых других случаях.
В указанных ситуациях предварительное согласование проверки с прокуратурой не требуется, но она должна быть уведомлена о ней в течение 24 часов.
Обязательный профвизит проводится:
Данный список не окончательный — иные случаи проведения профилактических визитов устанавливаются Правительством РФ.
В рамках осмотра инспектор может истребовать необходимые документы, произвести отбор проб, организовать проведение экспертизы, испытания, инструментального обследования. Проверяемая компания не вправе отказаться от данного мероприятия.
По окончании проверки составляется акт, с которым должна быть ознакомлена компания.
В законе появилась ст. 90.2, предусматривающая возможность заключения проверяемой компанией, в деятельности которой обнаружились нарушения, соглашения о надлежащем устранении выявленных нарушений обязательных требований с контрольным (надзорным) органом. Оно будет доступно только в случаях, когда выявленные недостатки не могут быть исправлены одномоментно. Соглашение подлежит согласованию с прокуратурой, а компания не вправе отказаться от его исполнения.
В ближайшем времени Правительство должно определить круг лиц, имеющих право на заключение соглашения, а также проработать порядок его заключения, изменения, продления и расторжения.
В соответствии с п. 7 ст. 36 Закона, компания вправе отказать инспектору в доступе на объект, к документам и в принятии иных мер по проведению мероприятия, если на предоставленных им документах отсутствует штрих-код, обеспечивающий переход на страницу КНМ в Едином реестре контрольных (надзорных) мероприятий. Это основание не применяется, если принятие решения о его проведении не требуется.
В Законе уточняется, какие мероприятия могут проводиться с использованием мобильного приложения «Инспектор». В их числе — инспекционный визит, выездная проверка, рейдовый осмотр. Также «Инспектор» может применяться в профилактических визитах.
Приложение допустимо использовать при осмотре, досмотре, опросе, экспертизе, эксперименте.
Жалоба компании должна быть рассмотрена уполномоченным органом в течение 15 дней с момента ее регистрации в подсистеме досудебного обжалования. А по жалобе на решение об отнесении объектов контроля к соответствующей категории риска ответ должен быть дан еще быстрее — в течение 5 рабочих дней. Продление сроков не допускается.
Необходимо отметить: ранее максимальная продолжительность рассмотрения жалоб равнялась 20 дням с момента их регистрации. Разрешалась пролонгация этого срока.
Таким образом, новый закон содержит нормы, как смягчающие, так и отягчающие положение проверяемых фирм. Специалисты компании «СКП» в курсе всех последних изменений: опытные адвокаты пресекут нарушения со стороны контрольных (надзорных) органов, а также помогут снизить или полностью устранить негативные последствия проверочного мероприятия.