В большинстве случаев к субсидиарной ответственности по долгам компаний привлекаются лица, имеющие непосредственное влияние на их финансово-хозяйственную деятельность – гендиректор, главный бухгалтер, участники или учредители. Однако конкретного перечня таких лиц ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а именно ст.61.10, не содержит. Более того, в указанной статье сказано: контролирующими должника лицами могут быть признаны граждане (не обязательно руководство!), имеющие возможность определять действия компании-должника. Даже если родственники не имеют никакого юридического отношения к фирме, их могут привлечь к субсидиарной ответственности на основании пп.3 п.4 ст.61.10 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» по причине получения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения указанных в п.1 ст.53.1 ГК РФ лиц. Соответствующие поправки в законодательство были внесены в 2017 году с подачи ФНС РФ.
Значит ли это, что супруги, дети, родители и другие близкие лица, привлекаемого к субсидиарной ответственности, ответят перед кредиторами только на основании факта родства? Нет: имеет значение вовлеченность этих граждан в процесс управления предприятием и получение ими выгод.
Пожалуй, одним из самых показательных случаев привлечения родственников бенефициара к субсидиарной ответственности является дело о банкротстве ООО «Альянс». Долг организации перед ФНС РФ превысил 311 миллионов рублей. Суды посчитали, что супруга генерального директора имеет самое прямое отношение к выводу денег со счетов компании-банкрота, поскольку именно она контролировала деятельность фиктивных контрагентов фирмы. Поэтому женщина была привлечена к ответственности как сопричинитель вреда кредиторам.
Также суд установил: часть выведенных со счетов денег родители направили на покупку своим несовершеннолетним детям 8 квартир и 2 автомобилей. Три инстанции не стали привлекать несовершеннолетних к «субсидиарке», а вот Верховный Суд РФ счел возможным взыскать с них стоимость полученных объектов, что вылилось в принятие АС г.Москвы Определения по делу № А40-131425/16-30-203Б.
В продолжение своей позиции ВС РФ опубликовал Определение от 15 ноября 2021 года № 307-ЭС19-23103, в котором закрепил право управляющих запрашивать информацию об имуществе детей банкрота.
Примечательно, долги контролирующего должника лица могут перейти по наследству его родственникам. В своем Определении № 303-ЭС19-15056 ВС РФ указал: обязанность по возмещению убытков кредиторам нельзя рассматривать как неразрывно связанную с личностью наследодателя. Соответственно, задолженность покойного контролирующего должника лица включается в наследственную массу. Иное положение дел бы давало возможность наследникам получить имущество, незаконно приобретенное или сохраненное за счет кредиторов. Однако предел субсидиарной ответственности ограничивается стоимостью полученного имущества.
Как было сказано выше, сам факт родственных отношений с руководителем фирмы-банкрота не является основанием для привлечения к субсидиарной ответственности. Однако следует помнить о факторах, которые значительно повышают вероятность того, что долг компании придется выплачивать родственнику контролирующего должника лица. Так, это:
Поэтому не следует пытаться спасти активы компании путем переоформления их на родственников – даже их несовершеннолетний возраст не является помехой для привлечения к субсидиарной ответственности. Если все же КДЛ необходимо провести какую-либо сделку, следует уделить повышенное внимание ее документальному оформлению. Стоит подготовить, например, доказательства того, что переданные родственнику активы образовались не за счет имущества компании-должника.