/ Обжалование актов и решений налоговых органов: важные моменты

Обжалование актов и решений налоговых органов: важные моменты

23.09.2019

Чаще всего предприниматель, решивший обжаловать акт (решение) налогового органа, бывает не согласен с размером начисленного налога, с выводами, сделанными ФНС по итогам выездной или камеральной проверки, а также со штрафом, выписанным предприятию. Однако поводов для подготовки обращения намного больше: так, налогоплательщик вправе пожаловаться даже на слишком долгий возврат излишне уплаченного налога.

Остановимся на некоторых важных моментах, касающихся процедуры обжалования актов налоговых органов.

  1. Жалоба может быть подана в течение 1 года с момента, когда предпринимателю стало известно о нарушении его прав. Если бизнесмен намерен обратиться в арбитражный суд, на это ему дается уже 3 месяца. Если налогоплательщик пропустит этот период по уважительными причинам (например, из-за болезни), то срок может быть восстановлен.
  2. Предприниматель может передумать и отозвать свою жалобу. Однако следует быть готовым к тому, что налоговая в дальнейшем не примет документ, поданный по тем же основаниям.
  3. Жалоба направляется в ФНС региона, к которому относится налоговая инспекция, нарушившая права предпринимателя. Однако, несмотря на то, что адресатом будет являться УФНС, документы следует передать через «свою» налоговую.
  4. По общему правилу, подача претензии не приостанавливает действие обжалуемого акта. Однако если опротестовывается вступившее в силу решение о привлечении лица к налоговой ответственности (отказе в привлечении ответственности), то оно приостанавливает свое действие на период рассмотрения обращения. Но для этого необходимо, во-первых, соответствующее заявление лица, во-вторых, банковская гарантия (то есть по своей инициативе налоговый орган не будет приостанавливать действие акта).
  5. УФНС может оставить жалобу без рассмотрения, если при ее подготовке предприниматель допустит ошибки:
  • срок подачи жалобы истек, и оснований для его восстановления нет;
  • предприниматель не указал, какие именно нарушения допустила налоговая;
  • бизнесмен оставил жалобу без подписи;
  • налоговая инспекция устранила все нарушения до того, как УФНС приняла решение.
  1. По итогам рассмотрения обращения компетентный орган может:
  • оставить жалобу без удовлетворения;
  • отменить акт налоговой;
  • отменить решение налоговой полностью или в части и принять новое решение по делу;
  • признать действие (бездействие) налоговых инспекторов незаконным и принять решение по существу.

Обратите внимание, что решение по жалобе можно посмотреть на сайте ФНС РФ в специальном разделе. Путем выставления нужных параметров вы можете увидеть, какие решения принимал налоговый орган по похожим делам.

Стоит ли подавать жалобу?

Есть ли смысл в подачи жалобы? Безусловно, большинство решений налоговых органов остаются неизменными: так, лишь в 30 % случаев арбитражный суд встает на сторону налогоплательщиков. Однако и эта цифра свидетельствует о том, что шанс добиться справедливости есть. Приведем реальные примеры.

«Компания «Прачечная «Очаково» снесла принадлежащее ей здание, однако внесла соответствующие сведения об этом в ЕГРН только спустя 6 месяцев. За это время ИФНС № 29 по Москве начислила фирме 3 млн рублей налога по кадастровой стоимости. Налогоплательщик не согласился с таким решением и обратился в арбитражный суд, который поддержал налоговиков. Лишь Верховный Суд РФ встал на сторону компании, указав, что само по себе наличие сведений в ЕГРН не является основанием для взыскания налога, если недвижимости в действительности не существует».

Еще один случай, когда компания выиграла дело:

«Компания «Тындатрансмост» была оштрафована ИФНС на 7,7 млн рублей за то, что вовремя не зарегистрировала два своих подразделения. Организация попыталась оспорить это решение налоговой, но арбитражные суды отказывали ей в этом. Верховный Суд РФ, к которому поступило дело, решил, что к налоговой ответственности по п.2 ст.116 НК РФ компанию привлекать нельзя, поскольку в ее действиях отсутствуют признаки данного нарушения. Поэтому решение ИФНС о взыскании штрафа было отменено».

Какой вывод из вышесказанного можно сделать? Если компания считает, что налоговый орган нарушил ее права, жалобу подавать стоит. Иногда налогоплательщику приходится проходить не одну судебную инстанцию, чтобы доказать свою правоту, но, в конечном счете, это того стоит.

Необходимо помнить, что процедурой обжалования актов и решений ФНС должен заниматься исключительно опытный адвокат: ему хорошо известны всю нюансы налогового законодательства, соответствующая судебная практика, а также наиболее «типичные» ошибки, допускаемые налоговиками.

Перейти в раздел

Юридические услуги

Поиск по сайту