26 июня в рамках XII Петербургского международного юридического форума зампредседателя СК РФ Александр Федоров заявил о необходимости введения уголовной ответственности для юридических лиц. Он сослался на опыт зарубежных стран, в которых компаниям успешно назначаются такие виды наказаний, как штрафы, ограничение деятельности на определенный срок, запрет на получение госзаказов, принудительная ликвидация и не только.
Следует отметить, что вопрос введения уголовной ответственности для юрлиц поднимается в России постоянно. Так, в 2015 году в Госдуму РФ поступил законопроект № 750443-6, предусматривающий создание соответствующего института в России. Он закреплял, что к компаниям могут применяться следующие наказания:
Как указали авторы проекта, нововведения позволят привести законодательство РФ в соответствие с международными стандартами в области противодействия транснациональных преступлений. К тому же введение уголовной ответственности мотивирует компании к соблюдению законодательства в ситуациях, когда его нарушение позволит извлечь экономическую выгоду. Ранее проект был поддержан Росфинмониторингом, Институтом законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ, рядом других ведомств. Однако Правительство РФ подготовило отрицательный отзыв на законопроект, и он был отозван субъектом законодательной инициативы.
С одной стороны, уголовная ответственность для компаний предусмотрена более чем в 80 государствах мира, включая Испанию, Германию, Францию и Чехию. Чаще всего юридические лица привлекаются к ответственности за совершение преступлений налоговой, коррупционной, экологической направленности. Поэтому стремление следовать общемировым тенденциям вполне понятно и логично.
С другой стороны, внесению соответствующих изменений мешает множество факторов, которые Правительство РФ привело в своем отзыве на законопроект № 750443-6. Перечислим основные.
Еще один весомый аргумент против введения уголовной ответственности юрлиц – повышенный риск необоснованного вмешательства правоохранительных органов в хозяйственную деятельность компаний. В случае принятия соответствующего закона правоохранители получат новый и более мощный рычаг воздействия на «неугодные» фирмы.
В настоящее время контролирующие и надзорные органы обладают достаточным арсеналом средств для борьбы с нарушениями, допускаемыми компаниями. Так, например, ФНС активно применяют допросы, досмотры и экспертизы в рамках расследования налоговых правонарушений.
Очевидно, что санкции, которые бы применялись в случае внесения поправок в УК РФ, будут практически идентичными административным наказаниям. К тому же меры административного воздействия на юрлиц-нарушителей могут быть весьма строгими. Так, например, в настоящий момент рассматривается законопроект № 502104-8, предусматривающий введение оборотных штрафов за утечку персональных данных. Максимальный размер штрафа за данное правонарушение составит 500 миллионов рублей.
Поэтому в ближайшем будущем введение уголовной ответственности для юрлиц маловероятно – в ней нет необходимости. В целях предотвращения правонарушений со стороны компаний законодатель может использовать более простой вариант, связанный с усилением административной ответственности в определенных сферах.